ET CETERA — серия цифровых журналов, бесплатно распространяемых по подписке в формате PDF
 
 
 
 

Пожилая женщина убирает листья

 
 
 

Автокредит: как не стать жертвой собственных желаний

Вадим Станкевич

Любой кредит всегда таит в себе немало «подводных камней» для того, кто никогда раньше не брал взаймы у банка денег. Но кредит на покупку автомобиля - совершенно особая вещь, которая способна, пожалуй, преподнести гораздо больше не слишком приятных для кредитополучателя сюрпризов, чем любой другой вид кредита.

«Внимательно читайте договор» - вот, собственно, та расхожая фраза, которая идеально вмещает в себя все, что можно вообще сказать о «подводных камнях» автокредитования. К сожалению, внимательно читать договор получается далеко не всегда и не у всех, да и само решение о получении кредита на покупку автомобиля нередко принимается под влиянием момента, то есть без учета всех финансовых и прочих существенных обстоятельств, непосредственным образом влияющих на погашение кредита. Поэтому прежде чем обсуждать все остальное, нужно внимательно взвесить все «за» и «против» и решить, насколько вам вообще нужен купленный в кредит автомобиль.

Если речь идет о коммерческом автомобиле (здесь речь идет не только о «бусах», но и о легковых автомобилях, используемых в коммерческих целях - например, в службах такси), то обоснование для покупки транспортного средства в кредит может быть чисто экономическим: если автомобиль сам будет «отрабатывать» все расходы на себя, включая платежи по кредиту, то все в порядке. В противном случае стоит подумать о приобретении авто за меньшую цену. А вот с теми машинами, которые должны пополнить парк личного автотранспорта, все несколько сложнее. Сами за себя они «платить» будут не в состоянии - значит, владельцу стоит приготовиться к тому, что выплата кредита будет «съедать» достаточно солидную часть его ежемесячного бюджета, а сам автомобиль очень даже сможет отнимать время, которое можно было бы потратить на пополнение этого самого бюджета. И перед покупкой во втором случае стоит перебрать все альтернативные варианты, включая «бэушные» и даже побывавшие в небольших ДТП автомобили.

Первый «подводный камень», с которым сталкиваются те, кто приобретает авто в кредит, заключается в том, что сумма, нужная для покупки автомобиля, всегда однозначно больше цены, установленной его продавцом. Для всех «кредитных» автомобилей в нее в обязательном порядке входят стоимость первого взноса по страховке автокаско - на ее фоне расходы, связанные с государственной регистрацией транспортного средства, покупкой «гражданской» страховки и прохождением технического осмотра, выглядят более чем скромно. Для «бэушных» автомобилей сюда также стоит учесть затраты, связанные с заменой технических жидкостей, ремня ГРМ, а также приобретением соответствующей сезону резины. Впрочем, у последних есть одно существенное преимущество перед новыми с точки зрения их покупки в кредит: при покупке недорого подержанного автомобиля можно воспользоваться потребительским кредитом, который избавит вас от необходимости страховать автомобиль по автокаско.

Второй «камень» - это процентная ставка по кредиту, которая может в действительности оказаться совсем не такой, какой ее указывает банк или, тем более, продавец автомобиля. Обращайте внимание на такие «мелочи», как комиссия банка за обслуживание кредита, за открытие счета и т.д. Вполне может оказаться, что низкая процентная ставка с лихвой компенсируется дополнительными платежами, взимаемыми банком со своего заемщика. Необходимо также обращать внимание на валютные курсы, поскольку зачастую продавцы указывают суммы в долларах или евро, а банки выдают денежные средства в национальной валюте. Из-за разницы в курсе банка и продавца вы можете обнаружить, что потратили на несколько сотен или даже тысяч долларов больше, чем первоначально планировали. Зачастую процентная ставка зависит от суммы первоначального взноса за автомобиль - так что лучше запастись максимально большим количеством денег, чтобы меньше отдавать банку потом. Необходимо также внимательно изучить условия досрочного погашения - вполне может оказаться, что если вы захотите вернуть деньги раньше намеченного срока, то банк вас за это еще и оштрафует.

Третьей по счету идет страховка. К сожалению, далеко не всегда банк, который одалживает физическому или юридическому лицу деньги на покупку автомобиля, дает покупателю возможность самому выбрать страховую компанию. Соответственно, нужно заранее ознакомиться с тем, какие есть особенности договоров по страхованию купленного в кредит авто в данной страховой компании. Достаточно часто эти особенности не бросаются в глаза - например, страховка от угона будет действовать только при наличии определенных видов сигнализации (которые, конечно, устанавливаются партнерами страховой и стоят в полтора раза дороже большинства аналогов) или владельцу автомобиля не будет выплачиваться страховка в случае такой глобальной неприятности, как гидроудар (который очень даже не иллюзорен в свете регулярных летних подтоплений Минска и других белорусских городов). Конечно, вряд ли такие особенности страховки вызовут у покупателя больше эмоций, чем низкая процентная ставка по кредиту, но лучше посчитать стоимость сигнализации и нового двигателя заранее - вполне может оказаться, что не так страшна процентная ставка, как это кажется поначалу.

Как видите, нюансов достаточно много. Неслучайно поэтому многие белорусы используют проверенную временем универсальную схему кредитования под названием «взять взаймы у знакомых». Если знакомые действительно хорошие, то они вполне могут пойти навстречу и дать отсрочку в случае финансовых трудностей. И уж точно никто из них не будет против, если вы захотите вернуть деньги раньше, чем обещали. Так что, как говорится, не имей сто рублей, а имей сто друзей. И, конечно, максимум внимания при чтении договора.

Обсудить статью на форуме или рассказать в Twitter'е


Голосовать "Против"Голосовать "За" (3 очков рейтинга, 9 голосов)
Загрузка... Загрузка...

Недавно услышал интересное замечание от знакомого, которому приходится часто путешествовать. «Кажется, вектор у нас серьезно меняется на западный», – заявил он мне за бутылкой пива. На вопрос «почему?» он ответил целой тирадой о путях, на которые прибывают поезда разных направлений в Беларуси.

По словам знакомого, в последний год составы направлением из/на Москву все реже появляются на 1-3 путях минского железнодорожного вокзала, их чаще отправляют на 3-4 платформу. А освободившиеся «престижные» пути и платформы используют для составов западных, северных и даже южных направлений. Миграция и «смена приоритетов» произошла не сразу, а как-то постепенно. Знакомый говорит, что он бы и сам не заметил, но как-то вот пришло в голову, что раньше приходилось с чемоданами идти к вагону далеко при поездках на Запад, а теперь – при отправлении на Москву.

Вот уж не знаю, можно ли такое наблюдение считать свидетельством смены политического вектора. Даже не знаю, фантазирует ли мой знакомый или дело так и обстоит. Однако интересно же, правда?